Международная кооперация и современное качество подготовки медицинских кадров

В ноябре 2012 года в Информационном центре ООН в Москве была принята общественная резолюция о проведении Первой Мировой Кооперативной ЭКО-ЭСТАФЕТЫ «Вода-Земля-Воздух» для человека-семьи-общества. Общественным Президентом избрана Попович Марина Лаврентьевна, академик 8 международных академий, в том числе Международной академии экологии и безопасности, 101-кратный рекордсмен мира, военный летчик-испытатель 1-го класса, Герой Социалистического Труда, профессор Лиги ЮНЕСКО по возрождению российской науки.

В 2013 году в рамках ЭКО-ЭСТАФЕТЫ были проведены мероприятия в России, Израиле, Германии. Подведение итогов состоялось 3 октября 2013 года в Доме ООН в Москве. Участники получили видео-приветствие от экипажа 37/38-й длительной экспедиции Международной космической станции.

Эко-Эстафета, видеоприветствие из космоса

Лейтмотив Первой Мировой Кооперативной ЭКО-ЭСТАФЕТЫ:
— Активное долголетие, экологическая медицина, телемедицина, информатизация и безопасность медицины;
— Экологическое воспитание и образование, развитие человеческого потенциала от рождения до старости в удобное время в удобном месте.

Реализация данных инициатив полностью отвечает целевым установкам Всемирной организации здравоохранения при ООН (ВОЗ), которая провозгласила целью своей деятельности достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья.

Важнейшей задачей для реализации данной цели определена подготовка медицинских кадров.

Комиссией ВОЗ был проведен анализ систем медицинского обслуживания 191 страны по критериям: эффективность, доступность, соответствие нуждам населения. По данным критериям Россия находится на 130 месте. Лидирующими оказались Франция, Италия, мини-государства Сан-Марино, Андорра, Мальта, Сингапур, Испания. Из бывших республик СССР наиболее успешная ситуация в Казахстане, Литве, Белоруссии, Эстонии. Россия далеко позади этих бывших братских республик.

Анализ деятельности систем здравоохранения позволил выявить факторы успеха: наличие ресурсов (финансовых, кадровых, информационных), успех системы образования, эффективное управление.
Отдавая отчет в реальном положении дел, Министерством здравоохранения и социального развития РФ разработана Концепция развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года.

Отмечен относительный вклад здравоохранения в уровень общей смертности населения страны – 38,5%. В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития РФ одним из приоритетов государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни, повышения доступности и качества медицинской помощи. Для реализации цели эффективного функционирования системы здравоохранения в РФ определена задача – подготовка медицинских кадров.

И для реализации этой задачи необходимы базовые условия для формирования нового качества образования. Следует учитывать фон, на котором необходимо ее решение: рост и обновление медицинской информации; изменение демографического состава (увеличение доли пожилых людей); снижение бюджетного финансирования и рост стоимости медицинских услуг.

В свою очередь, повышение качества подготовки медицинских кадров связано с необходимостью:
— адекватного финансирования медицинского и фармацевтического образования;
— материально-технического оснащения учебного процесса на современном уровне;
— развитием собственных университетских клиник;
— повышением квалификации преподавательского состава и применением современных критериев отбора преподавателей;
— развитием образовательных и медицинских технологий;
— внедрение современных информационных технологий на всех уровнях медицинского образования;
— интеграция медицинского образования, науки и практики;
— международная интеграция и кооперация в медицинском и фармацевтическом образовании.

Тема гармонизации национальных систем образования получила формализацию в мае 1998 года, когда министры образования Франции, Германии, Италии и Великобритании подписали «Совместную декларацию о гармонизации систем европейского высшего образования». 19 июня 1999 года в Болонье министрами образования 29 стран Европы была подписана Совместная декларация, названная впоследствии Болонской. А присоединение к данной декларации стран получило название Болонский процесс. С 2003 года Россия присоединилась к этому процессу.

В настоящее время процессы глобализации и международной интеграции в сфере медицинского и фармацевтического образования регулируются и стимулируются рядом уважаемых международных организаций: Всемирной организацией здравоохранения, Всемирной федерацией медицинского образования, Ассоциацией школ общественного здравоохранения Европейского региона и другими.

Аспекты международной кооперации нашли отражение в принятом в РФ новом федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012), который введен в действие с 1 сентября 2013 года. В этом нормативном документе определена необходимость создания:
— единства образовательного пространства на территории РФ, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов РФ в условиях многонационального государства;
— благоприятных условий для интеграции системы образования РФ системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе.

В законе урегулировано новое явление в международной образовательной кооперации, в том числе в сфере медицинского и фармацевтического образования. Это применение сетевой формы реализации образовательных программ, в рамках которой образовательные программы смогут реализовываться как одной организацией, так и несколькими взаимодействующими между собой, в том числе иностранными. В рамках сетевой формы реализации образовательных программ будет осуществляться совместная деятельность образовательных организаций с использованием при необходимости ресурсов различных организаций науки, культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, в том числе посредством разработки и реализации совместных образовательных программ и учебных планов.

С принятием нового закона опыт международного сотрудничества в образовательной сфере в России расширит возможности и обогатит инновациями учебный процесс. В каждом медицинском высшем учебном заведении России учатся иностранные студенты с первого по последний курс. Теперь стало возможным сетевое образование – начало образования в одной стране и окончание в другой. Это новая веха в истории российского медицинского и фармацевтического образования.

В 2013 году исполняется 255 лет истории медицинского образования России.
mma-3

В 1758 году на медицинском факультете Императорского Московского университета начали проводиться регулярные занятия. Со дня своего основания в 1730 году и до 1930 года существовал как медицинский факультет МГУ. Затем стал именоваться первым медицинским институтом, а с 2010 года – университетом. Сегодня – это ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Первый МГМУ им. И.М. Сеченова).

В 2008 г. этот старейший и крупнейший отечественный медицинский вуз в номинации «Высшая школа» профессионального конкурса России удостоился главной награды – премии «Платиновая унция». Это результат подготовки врачей в условиях современных информационных технологий двадцать первого века актуальных стандартов образования.

Сегодня Первый МГМУ им.И.М.Сеченова — крупнейший учебно-научный комплекс по подготовке, аттестации и повышению квалификации медицинских и фармацевтических кадров.

С 24 марта 2010 года возглавляет этот старейший медицинский вуз страны Глыбочко Петр Витальевич, член-корреспондент РАМН, профессор, доктор медицинских наук. Он — автор около 450 научных трудов, среди которых монографии, вузовские учебники, учебно-методические пособия; автор семнадцати официально зарегистрированных изобретений; член Экспертного совета Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ; член Европейской ассоциации урологов; вице-президент Российского общества урологов.

ОН награждён знаком «Отличник здравоохранения», орденом Почёта, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, Почетной медалью «За вклад в укрепление здоровья нации».

mma-2

Международное сотрудничество является одним из важнейших направлений деятельности Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Основные задачи и направления международного сотрудничества осуществляются на основании актуальных требований и с учетом развития Болонского процесса. Возглавляет эту работу проректор Литвицкий Петр Францевич, член-корреспондент РАМН, доктор медицинских наук, доктор медицинских наук, академик международной академии наук высшей школы (МАН ВШ), академик РАЕН, академик международной академии наук, образования, технологии и искусств (МАНОТИ), США. Он имеет около 400 публикаций.
mma

Студенты из 70 разных стран ближнего и дальнего зарубежья обучаются в стенах Первого МГМУ им.И.М.Сеченова . Единственный вуз в России, где идет подготовка по программе MBA. Более 2000 человек выпускает этот вуз ежегодно. И старейший факультет – лечебный.

Базовые знания получают студенты на кафедрах с устойчивыми результатами. Одна из ведущих – кафедра нормальной анатомии человека. Ею с 1971 года руководит академик РАМН и РАЕН профессор Михаил Романович Сапин — «Почетный профессор Первого МГМУ им. И.М.Сеченова» и «Почетный заведующий кафедрой Первого МГМУ им. И.М. Сеченова», Председатель Совета Старейшин.

Инновационное образование дает позитивные результаты. Устами студента говорит истина.

Второй курс, лечебный факультет, студентка из Израиля Марина Кагальская, дочь израильского врача педиатра-герантолога с 25 летним стажем. Она делится своим профессиональным опытом фельдшера батальона Армии Обороны Израиля.

1.Вопрос: В чем особенность медицинских услуг в Израиле?

Ответ. Израильская система здравоохранения построена по принципу страховой медицины. Четыре «больничных кассы» — МАККАБИ, МЕУХЕДЕТ, КЛАЛИТ и ЛЕУМИТ, содержат на балансе поликлиники, диагностические, реабилитационные и медицинские центры.

Граждане платят ежемесячный налог, пропорционально заработку и получаю основные услуги и лекарства. Оформив дополнительную страховку можно получить дополнительные услуги в частных клиниках, в том числе за границей.

В прошлом существовала методологическая разница между больничными кассами, которая со временем почти исчезла. Таким образом, на сегодняшний день каждый гражданин Израиля может получить квалифицированную медицинскую помощь в непосредственной близости от места жительства и вне зависимости от уровня его достатка.

2.Вопрос: Какие навыки Вы получили в армии?

Ответ: Общие медицинские знания в пределах курсов медсестер(анатомия, физиология, эпидемиология), оказание неотложной и первой медицинской помощи, в том числе и в боевых условиях, химзащита и дезактивация, первая помощь пострадавшим от ОМП. Профилактика и общественная гигиена.

3.Вопрос: Какое у Вас медицинское образование было до поступления в московский вуз?

Ответ: Армейская медицинская школа – Армия Обороны Израиля.

4.Вопрос:Какие самые интересные события в профессиональном плане Вы можете нам рассказать?

Ответ: Во время армейской службы и дежурств в качестве фельдшера в зоне отдыха, мне доводилось оказывать первую медицинскую помощь при таких травмах, как открытый перелом локтевого сустава, сотрясение мозга, колотые и резанные раны, приступы гипотонии и гипогликемии, тепловые и солнечные удары, гипотермия.

В Армии Обороны Израиля, при выезде на учения, как фельдшер я несла ответственность за здоровье сотни военнослужащих в полевых условиях.

5.Вопрос: В чем принципиальное отличие профессиональной подготовки медицинских работников в Израиле и России?

Ответ: Медсестры в Израиле с высшим образованием, в большинстве своем. Учатся 4 года в университете. На них лежит ответственность за сбор анамнеза, ежедневное общение с пациентами, контроль за исполнением назначений врача.
Врачи учатся 6 лет, затем год стажировки и 5 лет(!) специализации, включающей в себя научный реферат и двухступенчатый экзамен.

6.Вопрос:Если бы Вас попросили улучшить медицинскую подготовку, то что бы Вы рекомендовали?

Ответ: Я еще не обладаю достаточным объёмом знаний и опытом для того, чтобы давать рекомендации.

7.Вопрос: Почему Вы выбрали Россию?

Ответ: Я в одинаковой степени владею русским и английским, но моя мама — врач с советским дипломом, и для меня это было аргументом.

8.Вопрос: Вы сможете работать в Израиле с российским дипломом?

Ответ: Да, при условии, что сдам экзамен на право заниматься врачебной практикой.

Концепция медицины передовых стран – США, Канады, Японии, Израиля, Германии и других ориентирована на профилактику заболеваний, обеспечение здорового образа жизни, продление активного и здорового долголетия, на реализацию принципов экологического воспитания и образования от рождения до старости. Эти задачи стали актуальными и для современного медицинского и фармацевтического образования в России.

Для реализации этих принципы необходимо задействовать ресурсы международной кооперации, интеллектуальный ресурс российских соотечественников за рубежом, обеспечить инновационные подходы к медицинскому и фармацевтическому образованию.

Это – пути реализации для обеспечения устойчивого социально-экономического развития России, повышения качества жизни населения страны. И в этом направлении в рамках Первой Мировой Кооперативной ЭКО-ЭСТАФЕТЫ объединены общественные инициативы, кооперация усилий науки, образования и производства, культура потребления.

Уже имеются договоренности с университетами Израиля и Германии о подготовке программ по внедрению сетевой формы реализации образовательных программ для факультетов — медицинской химии (аналогов фармацевтических факультетов), парамедицинского (аналог подготовки физиотерапевтов, специалистов по лечению искусством – музыкой, творчеством), специалистов по выхаживанию больных.

Возможности привлечения лучших преподавателей России и других стран мира, обучение на русском и иностранных языках, практика в лучших клиниках за рубежом, возможность признания российских дипломов в других странах – эти и другие возможности открываются для выпускников российских медицинских и фармацевтических высших университетов с введением в действие нового федерального закона об образовании.
Мы сочтем за честь оказать содействие в кооперативном содружестве российской молодежи стать конкурентными в мировом масштабе в медицинской и фармацевтической сфере такой важной для любого человека, для каждой семьи, для всего общества.

Тумасянц Светлана Марксовна
Доктор экономических наук, профессор, Заслуженный экономист РФ,
Председатель Совета Первого объединенного социально-инвестиционного потребительского общества «День рождения»,
Вице-президент Первой Мировой Кооперативной ЭКО-ЭСТАФЕТЫ «Вода-Земля-Воздух для человека-семьи-общества»
Электронный адрес : s200905@gmail.com Cайт: http://eco-estafeta.ru

Оставить свой комментарий

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Google Plus.      Twitter.      YouTube.      Одноклассники.      RSS.

Организаторы

Вверх
Copyright © 2013 - 2020 ПОСИПО "День рождения". Все права защищены.    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //
   Войти